— одним из основных показателей существующего уровня социально-экономического развития общества являются особенности питания семей с детьми. Проблемы питания детей в семье взаимосвязаны с показателями состояния здоровья подрастающего поколения. Прослеживается четкая тенденция повышения доли расходов бюджета детных семей на продукты питания и сокращение расходов на поддержание здоровья, образовательные нужды. Причем увеличение количества детей в семье усугубляет эту тенденцию. Отмечено, что с ростом числа детей в семье заметно снижается качество питания её членов. Социальное расслоение по типу питания характеризует все домохозяйства, воспитывающие детей, поскольку в малодетных семьях треть доходов расходуется на продукты питания, а в многодетных – по меньшей мере половина, что подтверждает низкий уровень материального обеспечения российских домохозяйств с детьми. В данной ситуации речь идёт о социальном расслоении населения по типу питания и продовольственной бедности населения (2016 г.);
— разработаны концептуальные положения социализации экономических отношений в контексте динамики социального развития региона, заключающиеся в приоритетности таких направлений как: переориентация в системе производственных отношений на коллективные или ассоциированные формы собственности (кооперативы, акционерные общества работников); расширении процессов гуманизации труда, выраженных в принципах безопасности труда, демократии и справедливости вознаграждения за труд, развития личности в системе трудовых отношений; смягчении социальной дифференциации, формирующей предпосылки формирования и роста «среднего класса» в социальной структуре общества, что обусловливает возникновение новых форм социальных отношений и различных институтов, социально-экономических потребностей человека. Успешная реализация данных приоритетов позволит выходить на новые уровни развития общественных отношений в регионе, позволяющих реализовать новые формы экономической деятельности, в том числе в рамках Научной технологической инициативы (2017 г.);
— обобщены и систематизированы существующие подходы к исследованию понятий «социализация экономики», «социализация отношений собственности», «гуманизация труда». Определены критерии социализации собственности, заключающиеся в доле физических лиц в акционерном капитале национальной экономики. Выявлено сужение поля социализации отношений собственности за счет снижения доли акционеров-физических лиц. Теоретически обосновано, что социализация экономики является процессом, обеспечивающим формирование рыночной экономики с высокой социальной ориентацией, в которой актуализированы коллективные (ассоциированные) формы собственности, консолидирующие в себе принципы гуманизации труда, проявляющиеся в расширении участия наемного работника в процессе управления и участия его в распределении прибыли (2017 г.);
— на основе систематизации факторов, влияющих на формирование и устойчивость определенного уровня социальности региональной экономики, разработана методика оценки социализации экономики в регионе, которая, в отличие от существующих, учитывает степень развитости социально-трудовых отношений, социальной сферы, социальных институтов и информационно-коммуникативных технологий, в том числе цифровых, предопределяющих качественное состояние «драйверов» социального развития (человеческого и социального капитала), противоречия в развитии которых приводят к формированию конфликтного потенциала и отражается в стагнации процесса социализации экономики в целом. На основе полученных данных в результате оценки социальности регионов Приволжского федерального округа установлена строгая обусловленность технологического развития уровнем развития социальности региональных экономик, а наибольшее падение по индексу социальности в период с 2007 по 2016 годы зафиксировано в Республике Башкортостан, второе место заняла Самарская область. Остальные регионы сохранили свои позиции по предложенному показателю (2018 г.);
— выявлены и оценены основные факторы социальных противоречий и тренды социального развития региона, не отвечающие критериям социализации экономики и, одновременно, выступающие условием формирования основных зон социальной напряженности и конфликтного потенциала, среди которых доминирующим является экономический фактор, определяемый крайне неравномерным распределением доходов среди различных категорий населения, ростом уровня расслоения населения по социально-профессиональному статусу и нисходящей динамике показателей удовлетворенности трудом, а также установившейся дифференциацией моделей потребительского поведения и доступа к равнозначному объему и качеству товаров и услуг. Установлены динамика и вектор смещения основной зоны проявления конфликтного потенциала в современной России из этнической (религиозной) в зоны социально-экономическую и социально-трудовую. Определены актуальные направления в структуре социального развития региона, позволяющие снизить уровень конфликтного потенциала в ходе реализации мероприятий по стимулированию процесса социализации экономики (2018 г.);
— определены основные направления социализации экономической системы в регионе, призванные обеспечить его социально ориентированное развитие на основе демократизации отношений собственности и гуманизации труда: развитие коллективных и ассоциированных форм собственности (кооперативы, народные акционерные общества работников) с институтами рабочего самоуправления (представительство в органах управления и контроля) и распределением результатов труда (дивиденды по акциям), усиление контроля за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности на рабочем месте, увеличение расходов на улучшение условий труда и быта работников, повышение производительности труда и инвестиций в трудовой капитал. Реализация комплекса социально значимых и экономически эффективных инструментов регулирования социализации экономических отношений позволяет достичь компромисса между темпами экономического роста и динамикой социальных показателей (2019 г.);
— предложена система мер для обеспечения социального развития общества и снижения масштабов бедности: установление минимального социального стандарта жизни в каждом регионе, определяющий уровень бедности; установление налоговых льгот низкооплачиваемым работникам и малоимущим семьям с детьми (с 13 до 4-5%); отмена транспортного налога для малоимущих семей; предоставление компенсационных выплат семьям, имеющим детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения на уровне прожиточного минимума, установленного в регионе; увеличение пособия на детей-инвалидов до уровня прожиточного минимума; социальная поддержка населения исходя из оценки нуждаемости; расширение механизма социального контракта и материнского капитала (2019 г.).