ИСЭИ УФИЦ РАН

Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение
Федерального государственного бюджетного научного учреждения
Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

( ИСЭИ УФИЦ РАН )

Внедрение результатов НИР

Внедрение результатов научных исследований

В порядке реализации основных результатов исследований в органы государственного управления Республики Башкортостан и другие заинтересованные организации и ведомства ежегодно направляются научные материалы, оформленные в виде проектов законодательно-нормативных актов, экспертных заключений, аналитических записок, предложений и рекомендаций.

Проекты законодательно-нормативных актов:

  • Экспертное заключение на проект Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Представлено в Министерство финансов РБ (исх. № 17147-247 от 30.09.2015; 1 п.л.);
  • Проект постановления Администрации г.Уфы «О проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на территории городского округа города Уфа Республики Башкортостан». Представлен в Администрацию г. Уфы (исх. № 17147-132 от 13.05.2015г.; 2с.).

Программные разработки по стратегическим направлениям развития экономики Республики Башкортостан:

  • Концепция Стратегического плана экономического развития городского округа города Уфа Республики Башкортостан до 2030 года. Представлена в Администрацию г. Уфы (исх. № 17147-180 от 01.07.2015г.; 104 с.);
  • Аналитическая записка «Концептуальный подход для моделирования стратегии развития Республики Башкортостан до 2030 года». Представлена в Правительство Республики Башкортостан (исх. № 17147-56 от 12.03.2015; 3,06 п.л.; 49 с.);
  • Аналитическая записка «Перспективы развития промышленности Республики Башкортостан: ключевые проблемы и направления их решения». Представлена в Академию наук РБ (исх. №17147-312от 04.12.2015 г., 25 с.).

Научные материалы по проблемам реформирования экономики региона и разработке основных направлений развития народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан:

  • Аналитическая записка «Оценка инвестиционной ситуации в городах- миллионниках». Представлена в Администрацию г. Уфы (исх. № 17147-243 от 29.09.2015; 10с.);
  • Аналитическая записка «Предложения по корректировке Инвестиционной стратегии г. Уфы на 2013 – 2018 годы». Представлена в Администрацию г. Уфы (исх. № 17147-290 от 18.11.2015; 1,0 п.л.);
  • Экспертное заключение на проект Концепции экономического развития г. Уфа до 2030 г., выполненного аналитическим центром «Эксперт Урал». Представлено в Администрацию г. Уфы (исх. №17147-155/1 от 01.06.2015 г.; 17 с.);
  • Материалы по оценке эффективности бюджетных расходов для обсуждения на круглом столе рабочей группой по направлению «Муниципальные финансы» Стратегии развития г. Уфы. Представлены в Администрацию г. Уфы (исх. № 17147-5 от 16.01.2015; 3с.);
  • Предложения к Плану проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов г. Уфы на предмет содержания положений, затрудняющих предпринимательскую инвестиционную деятельность. Представлены в Администрацию г.Уфы (исх. № 17147-194 от 06.07.2015; 2 с.);
  • Предложения по взаимодействию ИСЭИ УНЦ РАН и Министерства промышленности и инновационной политики РБ Представлено в Правительство Республики Башкортостан (исх. №17147-26/1 от 17.02.2015 г.; 5 с.).

Научные материалы по проблемам реформирования экономики региона и разработке основных направлений развития народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан:

  • Экспертное заключение на прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2016–2018 годы и на период до 2030 года. Представлено Вице-Премьеру РБ, в Министерство экономического развития РБ (исх. 17147-206 от 31.07.2015 г.; 30с.);
  • Предложения по улучшению использования трудового потенциала лиц пенсионного возраста, инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних детей. Представлены в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (исх. № 17147-160 от 03.06.2015г.; 5 с.);
  • Аналитическая записка по результатам социологического исследования

«Духовные потребности. Межнациональные и религиозные отношения. Культура». Представлена в Администрацию г. Уфы (исх. № 17147-130/1 от 12.05.2015 г.; 8 с.).

Проекты законодательно-нормативных актов:

  • Экспертное заключение на проект Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и на проект консолидированного бюджета Республики Башкортостан на соответствующие периоды. Представлено в Министерство финансов Республики Башкортостан (исх. № 17147-206 от 09.2016).

Программные разработки по стратегическим направлениям развития экономики Республики Башкортостан:

  • НИР «Стратегия социально-экономического развития городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан до 2030 года». Часть 1. Представлена в Администрацию г. Октябрьского (исх. № 17147-281.2 от 21.12.2016; 280 с.);
  • НИР «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на период до 2030 года». Представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (исх. № 17147-233 от 31.10.2016; 78 с.);
  • НИР «Концепция развития туристско-рекреационных кластеров в Республике Башкортостан до 2030 года». Представлено в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (исх. № 17147-249.1 от 11.2016);
  • Предложения по наполнению комплексного плана реализации Стратегии национальной безопасности РФ (утверждена указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683). Представлены в Федеральное агентство научных организаций России (исх. № 17147- 23 от 08.02.2016; 16 с.).

Проектные разработки по стратегическим направлениям развития экономики Республики Башкортостан:

  • НИР «Организационно-экономический механизм развития сельского туризма в Республике Башкортостан». Представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (исх. №17147-242.1 от 08.11.2016 г.; 7,6 п.л., 122 с);
  • НИР «Инвестиционный проект «Развитие туристско-рекреационного кластера «Горные курорты Башкирии «Легенда Урала». Представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму. (исх. № 17147-276.1 от 13.12.2016; 300 с.).

Научные материалы по проблемам реформирования экономики региона и разработке основных направлений развития народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан:

  • Экспертное заключение на прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный период до 2019 г. и на долгосрочный период до 2030 г. Представлено в Министерство экономического развития РБ (исх. № 17147-168 от 07.2016);
  • НИР «Прогнозно-аналитическая работа для разработки стратегии развития муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан на период до 2030 года». Представлена в Администрацию Зилаирского района (исх. № 17147-169.1 от 04.08.2016);
  • Замечания и предложения на проект Указа Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № СП/82601-ПР/16 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Представлены в Департамент Правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство» (исх. № 17147-269 от 12.2016);
  • НИР «Универсальные услуги связи и их влияние на социально-экономическое развитие региона». Представлена в Центр информационно-коммуникационных технологий Республики Башкортостан (исх. № 17147-248.1 от 11.2016);
  • НИР «Анализ мирового опыта в решении проблем территориально-цифрового неравенства». Представлена в Центр информационно-коммуникационных технологий Республики Башкортостан (исх. № 17147-274.1 от 12.2016);
  • НИР «Маркетинговое исследование рынка Федеративной Республики Бразилия». Представлена в АНО «Инфраструктурные проекты развития малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан» (исх. № 17147-19.1 от 02.2016);
  • Аналитический доклад «Основные векторы структуризации экономического пространства Республики Башкортостан». Представлен в Академию наук Республики Башкортостан (исх. № 17147-42 от 01.03.2016 г.);
  • Аналитический доклад «Стратегия развития научной и инновационной деятельности Республики Башкортостан до 2026 года». Представлен в Академию наук Республики Башкортостан (исх. №17147-197 от 09.2016);
  • Аналитический доклад «Проект концепции Башкирской технологической инициативы». Представлен в Академию наук Республики Башкортостан (исх. № 17147- 10.2 от 22.01.2016 г.; 1,1 п.л., 18 с.);
  • Аналитическая записка «Перспективы развития промышленности Республики Башкортостан: ключевые проблемы и направления их решения». Представлена в Академию наук Республики Башкортостан, Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан (исх. № 17147-10.1 от 22.01.2016 г.; 1,7 п.л., 27 с.);
  • Аналитическая записка «Предложения и замечания ИСЭИ УНЦ РАН к проекту Государственной подпрограммы «Инновационное развитие Республики Башкортостан» Представлена в Правительство Республики Башкортостан (исх. № 17147-208 от 21.09.2016);
  • Аналитическая записка «Совершенствование территориальной организации местного самоуправления в Республике Башкортостан». Представлена в Академию наук Республики Башкортостан (исх. № 17147-91.1 от 13.04.2016 г.; 1 п.л.);
  • Предложения и замечания Института социально-экономических исследований УНЦ РАН к проекту методических рекомендаций по разработке стратегий социально- экономического развития муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан на период до 2030 года. Представлены в Правительство Республики Башкортостан (исх. № 17147-190 от 06.09.2016);
  • Замечания и предложения ИСЭИ УНЦ РАН к проекту Стратегии социально- экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года. Представлены в Правительство Республики Башкортостан (исх. № 17147-112.1 от 16.05.2016, 2 с.);
  • Замечания к проекту Концепции Башкирской технологической инициативы. Представлены в Академию наук Республики Башкортостан (исх. № 17147-10.3 от 22.01.2016; 1 с.);
  • Предложения к комплексному плану мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2018 года. Представлено в Министерство финансов Республики Башкортостан (исх. № 17147-98 от 26.04.2016; 1 с.).

Проекты законодательно-нормативных актов:

  • Экспертное заключение на Проект закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Представлено в Правительство Республики Башкортостан (исх. № 17147-227 от 28.09.2017 г., 21 с.), в Министерство финансов Республики Башкортостан (исх. № 17147- 228 от 28.09.2017 г., 21 с.);
  • Экспертное заключение на параметры прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный период до 2020 года и долгосрочный период до 2035 года. Представлено в Правительство Республики Башкортостан (исх. № 17147-143 от 24.07.2017 г., 35 с.), в АН РБ (исх. № 17147-144 от 24.07.2017 г., 35 с.).

Программные разработки по стратегическим направлениям развития экономики Республики Башкортостан:

  • НИР «Стратегия социально-экономического развития городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан до 2030 года». Часть 2. Представлена в Администрацию г. Октябрьского (исх. № 17147-60.1 от 29.03.2017 г.; 133 с.) (утверждена решением Совета городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан 14 сентября 2017 г. № 119);
  • НИР «Стратегия социально-экономического развития городского округа город Салават Республики Башкортостан до 2030 года». Представлена в Администрацию г. Салавата (исх. 17147-327 от 11.12.2017 г., 238 с.).

Проектные разработки по стратегическим направлениям развития экономики Республики Башкортостан:

  • НИР «Концепция развития туристско-рекреационного кластера «Курорт-парк «Аслы-Куль». Представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (исх. № 17147-318.1 от 30.11.2017; 168 с.);
  • НИР «Концепция создания и развития туристско-рекреационного кластера «Уфимский». Представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (исх. № 17147-318.2 от 30.11.2017; 213 с.);
  • НИР «Концепция создания и развития туристско-рекреационного кластера «Павловское водохранилище». Представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (исх. №  17147-327.1  от  11.12.2017; 154 с.);
  • НИР «Концепция создания и развития туристско-рекреационного кластера «Северо-Восток». Представлена в Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (исх. № 17147-330.1 от 14.12.2017; 166 с.);
  • НИР «Развитие растениеводства в Республике Башкортостан на основе наукоемких инновационных технологий в селекции и семеноводстве, интегрированной защите растений и повышении плодородия почв на 2017-2025 годы». Представлена в Правительство Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (исх. №17147-304.1 от 20.11.2017 г., 215 с.).

Научные материалы по проблемам реформирования экономики региона и разработке основных направлений развития народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан:

  • Экспертное заключение на проект Распоряжения Правительства РБ «О Башкирской технологической инициативе». Представлено в Правительство РБ (исх. № 17147-124/1 от 05.2017);
  • Аналитическая записка «О совершенствовании Федерального закона РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Представлена в Минэкономразвития РФ, Минэкономразвития РБ (исх. № 17147-73, № 17147-74 от 06.04.2017; 4 с.);
  • Аналитическая записка «Методические рекомендации по организации межмуниципальной кооперации в муниципальных образованиях». Представлено в Правительство Республики Башкортостан (исх. № 17147-28 от 17.02.2017 г.; 76 с.).
  • Аналитическая записка по запросу Администрации Главы РБ «Развитие кооперативной формы собственности и акционерных обществ работников (народных предприятий) в Российской Федерации и Республике Башкортостан». Представлена в Администрацию Главы Республики Башкортостан (исх. 17147-128 от 30.05.2017 г.; 24 с.).
  1. Экспертное заключение на проект Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Дана экспертная оценка основных проектировок консолидированного бюджета Республики Башкортостан за трехлетний период (2019 год и на перспективу до 2021 г.). В частности, была рассмотрена нормативно-правовая база формирования проекта бюджета, проанализирована структура доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан (подробно рассмотрены налоговые и неналоговые доходы), доля Республики Башкортостан в бюджетной системе Российской Федерации, исследован уровень бюджетной обеспеченности, проанализированы структура и динамика расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Проведена оценка финансовой устойчивости бюджета и основных направлений долговой политики Республики Башкортостан. По итогам работы предложены ряд корректировок, направленных на повышение эффективности бюджетного процесса в регионе.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-295 от 25.10.2018 г.; 0,8 п.л.).

Организация внедрения: Министерство финансов Республики Башкортостан.

  1. НИР «Стратегия социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период до 2030 года».

Разработана Стратегия социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030, являющаяся документом, определяющим цели и задачи развития муниципального образования на долгосрочный период, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Республики Башкортостан и Российской Федерации.

В рамках разработки Стратегии проведен анализ социально-экономического развития ГО г. Уфа за 2008-2017 гг., дана оценка уровня конкурентоспособности г. Уфы в сравнении с российскими городами-миллионниками, предложено стратегическое видение развития г. Уфы по приоритетным направлениям, представлена система целевых показателей и индикаторов реализации Стратегии.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-273 от 15.10.2018 г., 275 с.).

Организация внедрения: Администрация ГО г. Уфа Республики Башкортостан.

  1. НИР «Стратегия социально-экономического развития муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан до 2030 года и План мероприятий по ее реализации».

Разработана Стратегия социально-экономического развития муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан до 2030 года. В рамках разработки Стратегии осуществлена детальная оценка перспектив, современных проблем и вызовов развитию Мелеузовского района в сравнении с республиканскими, российскими и международными тенденциями. Осуществлен комплексный анализ социально- экономического развития муниципального образования, в ходе которого определено его место в экономике Республики Башкортостан и Российской Федерации, выделены ключевые проблемы, конкурентные преимущества и потенциал социально- экономического развития. Для достижения целей и решения поставленных задач предложен комплекс стратегических инициатив и стратегически проектов, детализированных до мероприятий, со сроками реализации, ответственными исполнителями и источниками финансирования. Предложена организационно-ролевая структура управления Стратегией, призванная обеспечить успешную ее реализацию.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-?? от 29.11.2018 г.; 191 с.).

Организация внедрения: Администрация Мелеузовского района.

  1. НИР «Сводный план инвестиционного проекта «Развитие туристско- рекреационного кластера «Бурзянский».

В соответствии с требованиями Ростуризма разработан документ, в составе элементов которого маркетинговый анализ и концепция инвестиционного проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Бурзянский», прогнозные количественные показатели результатов реализации проекта, план его реализации и финансово- экономическое обоснование.

На основании разработанного документа Республика Башкортостан вошла в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» с бюджетным финансированием в 2021-2024 гг. в размере около 1,0 млрд руб., что будет содействовать развитию индустрии внутреннего туризма и отдыха в регионе, повышению его роли в оздоровлении населения, а также росту доходной части бюджетов различных уровней.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-349 от 17.12.2017; 47 с.).

Организация внедрения: Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.

  1. НИР «Концепция создания и развития туристско-рекреационного кластера «Нугуш».

В Концепции на основе оценки природного, туристско-рекреационного потенциала, качества обеспечивающей инфраструктуры, спроса и предложения на рынке туруслуг территории размещения проектируемого туристско-рекреационного кластера

«Нугуш» (далее – ТРК) определены ключевые проблемы и конкурентные преимущества ТРК. Разработано стратегическое видение создания и развития ТРК до 2030 г., с позиций которого установлены цель – повышение конкурентоспособности рынка туристских услуг кластера, обеспечивающее масштабное привлечение туристского потока на его территорию, а также рост качества жизни населения муниципальных образований на основе повышения эффективности использования туристского потенциала кластера, роста эффективности работы участников кластера, стимулирования инноваций, а также задачи и стратегические ориентиры развития кластера. Определены стратегические направления масштабного создания и повышения конкурентоспособности ТРК, сформирован перечень ключевых объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, определяющих развитие ТРК.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-351 от 19.12.2018; 168 с.).

Организация внедрения: Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.

  1. НИР «Концепция создания и развития туристско-рекреационного кластера «Кандры-Куль».

В Концепции на основе оценки природного, туристско-рекреационного потенциала, качества обеспечивающей инфраструктуры, спроса и предложения на рынке туруслуг территории размещения проектируемого туристско-рекреационного кластера «Кандры-Куль» (далее – ТРК) определены ключевые проблемы и конкурентные преимущества ТРК. Разработано стратегическое видение создания и развития ТРК  до 2030 г., с позиций которого установлены цель – повышение конкурентоспособности рынка туристских услуг кластера, обеспечивающее масштабное привлечение туристского потока на его территорию, а также рост качества жизни населения муниципальных образований на основе повышения эффективности использования туристского потенциала кластера, роста эффективности работы участников кластера, стимулирования инноваций, а также задачи и стратегические ориентиры развития кластера. Определены стратегические направления масштабного создания и повышения конкурентоспособности ТРК, сформирован перечень ключевых объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, определяющих развитие ТРК.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-351 от 19.12.2018; 168 с.).

Организация внедрения: Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.

  1. Предложения и рекомендации по вопросам развития промышленности и необходимости инвестиций в промышленность для обсуждения на Общественном совете по улучшению инвестиционного климата городского округа при главе Администрации г. Уфы.

Даны предложения и рекомендации по созданию условий для опережающего развития в г. Уфе промышленности, по внедрению инновационных технологий и развитию инновационного предпринимательства, по развитию туризма, по определению основных преимуществ и выявления проблем развития техно- и индустриальных парков. Предложен комплекс мер, включающий формирование обновленного перечня приоритетных инвестиционных проектов в промышленном секторе города, подготовку соглашений и расширение практики сотрудничества Администрации г. Уфы с институтами развития, проведение мониторинга показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (рейтинг Агентства стратегических инициатив) и др.

Организация-разработчик: ИСЭИ УНЦ РАН (исх. №17147-149/1 от 22.06.2018; 4 с.).

Организация внедрения: Администрация г. Уфы.

  1. Экспертное заключение на Проект Федерального Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Дана экспертная оценка верхнеуровнего концептуального характера законопроекта, который находится на стадии обсуждения членами Экспертного совета при Правительстве РФ, и предполагает: значительный фокус на регулировании контрольно-надзорного производства; перевод деятельности контрольно-надзорных органов с «карательного» на превентивный подход. Высказано мнение о значимости инициатив в части цифровизации процесса контрольно-надзорной деятельности, что позволит обеспечить её прозрачность, но не проработанности как вопроса защиты от утечек собранной информации, так и мер по выявлению имитации соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами. Указано на недостаточную обоснованность некоторых выводов об ущербе контролируемым лицам от контрольно-надзорной деятельности и, соответственно, предлагаемых методов решения проблем, ею вызванных. Даны рекомендации по уточнению обоснований и методам обработки статистической информации.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-120 от 27.05.2019 г.) (0,15 п.л.).

Организация внедрения: экспертный совет при Правительстве РФ.

  1. Экспертное заключение на проект Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2021 годов».

Дана экспертная оценка основных проектировок консолидированного бюджета Республики Башкортостан за трехлетний период (2020 год и на перспективу до 2022 г.). В частности, была рассмотрена нормативно-правовая база формирования проекта бюджета, проанализирована структура доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан (подробно рассмотрены налоговые и неналоговые доходы), доля Республики Башкортостан в бюджетной системе Российской Федерации, исследован уровень бюджетной обеспеченности, проанализированы структура и динамика расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Проведена оценка финансовой устойчивости бюджета и основных направлений долговой политики Республики Башкортостан. По итогам работы предложены ряд корректировок, направленных на повышение эффективности бюджетного процесса в регионе.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-253 от 21.10.2019 г.). Организация внедрения: Министерство финансов Республики Башкортостан.

  1. Экспертное заключение на Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2020 год и на период до 2022 года.

Дана экспертная оценка основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2020 год и на среднесрочный период до 2022 года. В частности, были проанализированы динамика таких показателей как валовой региональный продукт, объем продукции промышленности и сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, капиталоотдача, занятость и заработная плата, производительность труда и другие. По итогам работы предложены ряд корректировок, обеспечивающих повышение точности прогнозных оценок.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-170 от 25.10.2019 г.). Организация внедрения: Министерство экономического развития Республики

Башкортостан.

  1. Экспертное заключение на Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.04.2018 г. №23/2 «Об утверждении правил производства работ, влекущих нарушение благоустройства, на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Даны ответы на вопросы, поставленные городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указано на необоснованность некоторых аргументов в пользу внесения изменений в действующие правила производства работ, влекущих нарушение благоустройства. Рекомендовано собрать и обработать статистические данные по уже выполненным аналогичным работам хотя бы за последние 5-10 лет. Приведены примеры иных, более эффективных и менее затратных для регулирующего органа и субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности варианты государственного регулирования (например, обязательное страхование ответственности исполнителя работ, усложнение процедуры продления сроков проведения работ и др.).

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-194 от 02.09.2019 г.) (0,14 п.л.).

Организация внедрения: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

  1. Оценка регулирующего воздействия проекта решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13 июля 2011 года № 39/5 «О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

В тексте проекта выявлено положение, затрудняющее ведение предпринимательской деятельности в г. Уфе. Обосновано, что оно не мотивирует предпринимателей к размещению наружной рекламы на территории городского округа г. Уфы. Сделано предложение для улучшения оцениваемого проекта. Указано на стилистические неточности в тексте проекта решения Совета городского округа город Уфа, которые рекомендовано устранить.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-74 от 05.04.2019 г.; 4 с.).

Организация внедрения: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

  1. Оценка регулирующего воздействия проекта Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

В тексте проекта выявлено положение, затрудняющее ведение предпринимательской деятельности в г. Уфе. Обосновано его смысловое противоречие целям проведения торгов и указано на опасность увеличения количества самозанятых в городском округе г. Уфа в случае принятия этого положения. Сделано предложение о переводе муниципальной услуги по заключению договора с победителем торгов на размещение нестационарного торгового объекта в г. Уфе в электронный вид. Указано на стилистические неточности и погрешности в тексте приложения №1 к проекту Постановления, регулирующее воздействие которого оценивалось.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-86 от 19.04.2019 г.; 3 с.).

Организация внедрения: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

  1. НИР по разработке предложений в Концепцию подпрограммы «Туризм» федеральной адресной инвестиционной программы.

Разработаны предложения Республики Башкортостан для включения в Концепцию подпрограммы «Туризм» федеральной адресной инвестиционной программы (далее – Предложения). Предложения содержат информацию об инвестиционном проекте

«Развитие туристско-рекреационного кластера «Бурзянский», детализированную в разрезе объектов его туристской и обеспечивающей инфраструктуры в части их мощности, сроков строительства и ввода в эксплуатацию, объемов необходимых бюджетных инвестиций, а также прогнозных количественных показателей результатов осуществления инвестиционного проекта. Разработка Предложений выполнена с позиций соответствия требований Минэкономразвития России и обеспечения максимальной социально- экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, а также учета вклада инвестпроекта в достижение национальных целей и целей национальных проектов. Предложения включены в федеральную адресную инвестиционную программу на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

Организация-разработчик: ИСЭИ УНЦ РАН (исх. № 17147-149/1 от 26.06.2019 г; 49 с.).

Организация внедрения: Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.

  1. Интеграционный проект «Программа создания и развития Южно-Уральского селекционно-семеноводческого центра по зерновым, зернобобовым, крупяным, плодово-ягодным культурам и кормовым травам в области сельского хозяйства для создания и внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок ФГБНУ Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук».

Программа разработана с целью создания и внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок Уфимского федерального исследовательского центр Российской академии наук.

Организация-разработчик: УФИЦ РАН (исх. номер: 17101-931.1-1228 от 05.12.2019 г., 1,2 п.л.).

Организация внедрения: Министерство образования и науки РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, РАН, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.

  1. Предложения по исполнению Указа Главы Республики Башкортостан от 09.2019 г. № УГ-310 «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года» в части развития человеческого потенциала, малого и среднего предпринимательства.

В целях создания условий для развития человеческого потенциала, обеспечения устойчивого экономического роста, развития предпринимательства органам государственной власти РБ предложено:

  • разработать комплексную программу «Сбережение населения Республики Башкортостан», предусмотрев в ней систему взаимоувязанных мероприятий в сфере здравоохранения, образования и культуры;
  • организовать на территории республики совместно с Росстатом и его территориальными подразделениями расчет валового муниципального продукта с учетом лучшей практики субъектов РФ;
  • сформировать список не более чем из десяти быстрорастущих средних предприятий — скрытых прото-чемпионов на основании разработанной жесткой системы критериев для оказания им до 2024 г. всесторонней точечной поддержки в пределах компетенции Правительства РБ и органов местного самоуправления республики;
  • провести анализ и оценку результативности деятельности сложившейся системы территориальных институтов развития с позиции исключения дублирующих функций;
  • сформировать целостную систему институтов территориального развития с территориальными представительствами, обеспечивающую повышение уровня нормативного, информационного и финансового обеспечения инвестиционных процессов, протекающих в рамках конкретных территорий.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-257 от 23.10.2019 г.; 5с.).

Организация внедрения: Правительство Республики Башкортостан.

  1. Аналитическая записка «Оценка миграционной ситуации в Республике Башкортостан и предложения по совершенствованию миграционной политики в рамках реализации Указа Главы Республики Башкортостан».

Представлен краткий анализ текущей миграционной ситуации в Республике Башкортостан, выделены ключевые проблемы и угрозы в данной области, в частности указано на необходимость научного обоснования при решении вопросов прогнозирования и планирования миграционных процессов. Предложенный подход к моделированию их динамики в субъектах Российской Федерации позволил сформировать прогноз изменения уровня привлекательности регионов на среднесрочную перспективу. Показано, что сохранение текущих тенденций не позволит достигнуть целевых ориентиров, обозначенных в Указе Главы Республики Башкортостан «О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 г.». Сформирован комплекс предложений, направленных на улучшение миграционной ситуации в регионе, включающий как рекомендации по отдельным факторам формирования миграционных процессов, так и по организации системы их регулирования в целом.

Организация-разработчик: ИСЭИ УНЦ РАН (исх. № 17147-169 от 22.07.2019 г.). Организация внедрения: Правительство Республики Башкортостан.

  1. Аналитическая записка и предложения в проект решения планового заседания Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросу «О профилактике алкоголизма и других асоциальных явлений среди работающего населения».

Изложены основные приоритеты, направления и формы функционирования механизмов профилактики правонарушений и асоциальных явления, как носящих общий характер, так и связанных с употреблением алкогольсодержащей продукции трудящимся населением. Даны ссылки для ознакомления со специализированной литературой и нормативной базой (с указанием основным документов). Указано на существование научно обоснованных подходов к решению проблем алкоголизации населения, в частности, на постепенное ограничение «по месту и времени» продаж, способствующее снижению массовости и случайности употребления алкогольсодержащей продукции. Дана положительная оценка текущей инициативе Государственного Собрания — Курултая по ограничению продаж алкогольсодержащей продукции в жилых многоквартирных домах и предложено поддержать эту инициативу.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-127 от 03.06.2019) (0,29 п.л.).

Организация внедрения: Республиканская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

  1. Аналитическая записка на тему «О решении проблемы эффективной утилизации органики твердых коммунальных отходов в городе Уфа».

В рамках реализации Решения по итогам встречи 13.12.2018 г. врио Главы Республики Башкортостан Хабирова Р.Ф. с научным сообществом Республики Башкортостан, разработана и описана концептуальной схемы обращения с органическими отходами производства и потребления пищи в составе твердых коммунальных отходов. Указаны место и роль органических отходов производства и потребления пищи в биологическом круговороте. Проведено сравнение природной схемы движения вещества и энергии пищи с текущей человеческой деятельностью. Предложены варианты действий по повышению эколого-экономической эффективности обращения с органикой твердых коммунальных отходов.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-321 от 20.12.2019) (0,16 п.л.).

Организация внедрения: УФИЦ РАН.

  1. Замечания и предложения к проекту Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2019–2021 гг.

Разработаны замечания и предложения к проекту Плана мероприятий по содействию развитию конкуренции в городском округе город Уфа Республики Башкортостан. Предложения содержат комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня конкуренции в г. Уфе, в части развития рынков: общих образовательных услуг, ритуальных услуг, транспортировки бытовых отходов, а также в рамках выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Предложено дополнить План мероприятиями по развитию малого и среднего предпринимательства, привлечению некоммерческих организаций к решению проблем детей с ограниченными возможностями, а также стимулированию в городе новых предпринимательских инициатив.

Предложения включены в План мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2019– 2021 гг.

Организация-разработчик: ИСЭИ УНЦ РАН (17147-36 от 04.03.2019 г.; 3 с.). Организация внедрения: Администрация г. Уфы.

Предложения по использованию результатов научных исследований

в народном хозяйстве в 2020 году

  1. Экспертное заключение на Проект закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Дана экспертная оценка основных проектировок консолидированного бюджета Республики Башкортостан за трехлетний период (2021 год и на перспективу до 2023 г.). В частности, была рассмотрена нормативно-правовая база формирования проекта бюджета, проанализирована структура доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан (подробно рассмотрены налоговые и неналоговые доходы), доля Республики Башкортостан в бюджетной системе Российской Федерации, исследован уровень бюджетной обеспеченности, проанализированы структура и динамика расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Проведена оценка финансовой устойчивости бюджета и основных направлений долговой политики Республики Башкортостан. По итогам работы предложены ряд корректировок, направленных на повышение эффективности бюджетного процесса в регионе.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-253 от 21.10.2020 г.; 2,0 п.л.).

Организация внедрения: Министерство финансов Республики Башкортостан.

 

  1. Экспертное заключение на Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Дана экспертная оценка основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2020 год и на среднесрочный период до 2022 года. В частности, были проанализированы динамика таких показателей как валовой региональный продукт, объем продукции промышленности и сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, капиталоотдача, занятость и заработная плата, производительность труда и другие. По итогам работы предложен ряд корректировок, обеспечивающих повышение точности прогнозных оценок.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-172 от 04.08.2020 г.; 2,0 п.л.).

Организация внедрения: Правительство РБ, Минэкономразвития РБ.

 

  1. Экспертное заключение на «Проект дополнительного (третьего) пакета первоочередных мер по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой короновирусной инфекции».

Дана оценка предложенных мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования и развития экономики Республики Башкортостан (первое чтение) и по каждому из них даны рекомендации о необходимости реализации, либо требующейся дополнительной их проработки. Осуществлена оценка финансового обеспечения мероприятий, с позиций их влияния на доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Даны замечания и предложения по корректировке предлагаемых Правительством мер.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-259 от 26.11.2020 г., 3,2 п.л., 76 с.).

Организация внедрения: Правительство РБ, Минэкономразвития РБ.

 

  1. Экспертное заключение на «Проект дополнительного пакета первоочередных мер по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой короновирусной инфекции (второе чтение)».

Дана оценка предложенных мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования и развития экономики Республики Башкортостан и по каждому из них даны рекомендации о необходимости реализации, либо требующейся дополнительной их проработки. Осуществлена оценка финансового обеспечения мероприятий, с позиций их влияния на доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Даны замечания и предложения по корректировке предлагаемых Правительством мер.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-287 от 21.12.2020 г., 1,0 с.).

Организация внедрения: Минэкономразвития РБ.

 

  1. Оценка регулирующего воздействия проекта постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Об утверждении муниципальной программы «Развитие предпринимательства, туризма и потребительского рынка в городском округе город Уфа Республики Башкортостан».

В тексте проекта выявлены положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской деятельности в г. Уфе, в их числе ограничение возможности участия на льготных условиях в государственных и муниципальных закупках товаров, работ, услуг в г. Уфе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и с 01.01.2020 г. применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и др. Даны рекомендации по их устранению и улучшению текста проекта постановления в целом.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-052 от 28.02.2020 г.; 4 с.).

Организация внедрения: Администрация г. Уфы.

 

  1. Оценка регулирующего воздействия проекта постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие предпринимательства, туризма и потребительского рынка в городском округе город Уфа Республики Башкортостан», утвержденную постановлением Администрации г. Уфы от 26 августа 2020 г. №1106, и согласование учета сделанных в ходе ОРВ предложений и замечаний.

В тексте проекта выявлено положение, которое необоснованно затрудняет ведение предпринимательской деятельности в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, в частности, отсутствие такой формы финансовой поддержки как субсидия на возмещение части затрат на разработку цифровых приложений в сферах дополнительного образования, интернет-торговли, сферы услуг и общественного питания. Даны рекомендации по его устранению и улучшению текста проекта постановления в целом.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-196 от 08.09.2020 г.; 3 с.).

Организация внедрения: Администрация г. Уфы.

 

  1. НИР по разработке концепции развития особой экономической зоны «Урал» туристско-рекреационного типа на территории Республики Башкортостан.

Концепция разработана в соответствии с положениями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 июля 2012 г. №439 «Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке» (с изменениями и дополнениями от 16 августа 2017 г.) и является основой для подготовки комплекса документов заявки в Правительство Российской Федерации на создание особой экономической зоны.

Создание и развитие ОЭЗ «Урал» позволит сформировать условия для эффективного развития сферы регионального туризма, создания тысяч рабочих мест, получения федерального финансирования на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры ОЭЗ, привлечения частных инвестиций в экономику республики, а также увеличения вклада отрасли в ВРП региона, способствуя реализации значительного потенциала сферы туризма Башкортостана.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147 – 285/1 от 15.12.2020 г.; 119 с.).

Организация внедрения: Государственный комитет Республики Башкортостан по туризму.

 

  1. НИР «Программа создания и развития Южно-Уральского селекционно-семеноводческого центра по зерновым, зернобобовым, крупяным, плодово-ягодным культурам и кормовым травам в области сельского хозяйства для создания и внедрения в агропромышленный комплекс современных технологий на основе собственных разработок УФИЦ РАН».

Программа разработана с целью внедрения в агропромышленный комплекс Российской Федерации современных технологий, базирующихся на разработках УФИЦ РАН.

На основе обобщения зарубежного и отечественного опыта функционирования селекционно-генетических центров, инновационно-технологических парков, агротехнопарков, сельскохозяйственной потребительской кооперации экономически обоснована целесообразность создания и развития в Республике Башкортостан Южно-Уральского селекционно-семеноводческого центра по зерновым, зернобобовым, крупяным, плодово-ягодным культурам и кормовым травам в области сельского хозяйства. Разработана концептуальная модель организации агропродуктового кластера Республики Башкортостан для более полной реализации потенциала и резервов инновационного развития АПК региона за счет кумулятивного эффекта взаимодействия агробизнеса, научно-образовательных учреждений аграрной направленности, предприятий, общественных организаций, средств массовой информации и населения при поддержке органов федеральной, региональной и местной власти. Возможный экономический эффект от внедрения: внедрение и эффективная коммерциализация агроинноваций научных и образовательных учреждений Республики Башкортостан, структурная и технологическая модернизация АПК региона, рост валовой продукции АПК, повышение занятости, доходов, качества жизни сельского населения.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17101-931.1-1103 от 02.10.2020 г., 7,06 п.л.).

Организация внедрения: Министерство образования и науки РФ, Российская академия наук, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ.

 

  1. Аналитическая записка «Оптимизация территориальных основ местного самоуправления в Республике Башкортостан (укрупнение сельских поселений)».

В аналитической записке рассмотрены вопросы актуальности и возможности укрупнения сельских поселений Республики Башкортостан. Проанализирован российский опыт объединения муниципальных образований, отражены позитивные и негативные последствия укрупнения муниципалитетов. Проведен анализ расселенческих, социально-экономических, финансовых и административных факторов необходимости укрупнения сельских поселений Республики Башкортостан. Описана технология объединения сельских поселений на подготовительном этапе, этапах преобразования и формирования органов местного самоуправления вновь создаваемых сельских поселений.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-071, 17147-070, 17147-069, от 16.03.2020 г., 2,0 п.л., 44 с.).

Организация внедрения: Управление Главы РБ по взаимодействию с муниципальными образованиями, Аппарат Правительства РБ, Минэкономразвития РБ.

  1. НИР «Методика установления норматива количества животных без владельцев, подлежащих отлову на территории муниципальных образований Республики Башкортостан».

На основе обзора современных федеральных и региональных нормативных правовых актов, регламентирующих отлов животных без владельцев, выполнен анализ выполнения законодательства по отлову и содержанию животных без владельцев в городах и районах Республики Башкортостан за 2016-2019 гг. Систематизирован опыт регионов Российской Федерации по разработке нормативов количества животных без владельцев, подлежащих отлову, транспортировке, учету, регистрации, карантинированию, содержанию, лечению, кастрации (стерилизации), эвтаназии, утилизации. Разработаны рекомендуемые нормативы количества животных без владельцев, подлежащих отлову на территории муниципальных образований Республики Башкортостан.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. номер: 17101-931.1-1228 от 30.05.2020 г., 5 п.л.).

Организация внедрения: Управление ветеринарии РБ.

  1. Проект создания Ситуационного центра моделирования социально-экономических процессов.

Предложен проект создания Ситуационного центра моделирования региональных социально-экономических процессов «Центр проектирования цифровых двойников» на базе ИСЭИ УФИЦ РАН для осуществления междисциплинарных исследований на основе имитационного моделирования.  Целью Ситуационного центра является разработка сценарных вариантов управления поведением экономических агентов многоуровневой иерархии (нано-, микро-, мезо-, макро-) на основе создания моделей их цифровых двойников. Разработана организационная структура Ситуационного центра в рамках интеграции различных ИСЭИ УФИЦ РАН, вузов и научных учреждений Российской Федерации и Республики Башкортостан на основе многостороннего соглашения об учреждении Ситуационного центра в форме Научного консорциума. Практическая реализация проекта будет опираться на стратегическое партнерство с органами государственной власти, представителями малого и крупного бизнеса, а также общественными организациями.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. номер №17147-212/3 от 02.10.2020 г.; 2 п.л.).

Организация внедрения: Минцифры РБ.

  1. Предложения по вопросам задействования внутренних финансово-инвестиционных ресурсов институциональных секторов экономики для финансового обеспечения социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Проведен анализ существующей финансовой практики и даны предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения социально-экономического развития Республики Башкортостан и ее муниципальных образований в сфере привлечения финансов сектора домохозяйств и стимулирования предпринимательской активности малого и среднего бизнеса республики.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-308 от 25.12.2020 г.; 7 с.).

Организация внедрения: Правительство РБ.

Предложения по использованию результатов научных исследований

в народном хозяйстве в 2021 году

  1. Экспертное заключение на Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Дана экспертная оценка основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2021 год и на среднесрочный период до 2024 года. В частности, были проанализированы динамика таких показателей как валовой региональный продукт, объем продукции промышленности и сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, капиталоотдача, занятость и заработная плата, производительность труда и другие. По итогам работы предложен ряд корректировок, обеспечивающих повышение точности прогнозных оценок.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-191 от 12.07.2021 г.).

Организация внедрения: Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан.

 

  1. Экспертное заключение на проект Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Дана экспертная оценка основных проектировок консолидированного бюджета Республики Башкортостан на трехлетний период (2022 год и на перспективу до 2024 г.). Рассмотрена нормативно-правовая база формирования проекта бюджета, проанализирована структура доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан (подробно рассмотрены налоговые и неналоговые доходы), доля Республики Башкортостан в бюджетной системе Российской Федерации, исследован уровень бюджетной обеспеченности, проанализированы структура и динамика расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Проведена оценка финансовой устойчивости бюджета и основных направлений долговой политики Республики Башкортостан. По итогам работы предложены ряд корректировок, направленных на повышение эффективности бюджетного процесса в регионе.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-292 от 18.10.2021 г.).

Организация внедрения: Министерство финансов Республики Башкортостан.

 

  1. НИР по разработке концепции развития особой экономической зоны «Урал» туристско-рекреационного типа на территории Республики Башкортостан на период до 2031 года.

Концепция откорректирована в части ситуации и тенденций, складывающихся в сфере туризма и экономики в целом Республики Башкортостан и Российской Федерации по состоянию на конец 2021 г. Выполнен расчет прогнозных значений показателей экономической, бюджетной, финансовой и социальной эффективности с учетом изменения временного диапазона сроков реализации Концепции.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (№ 17147-335 от 22.11.2021 г.; 91 с.).

Организация внедрения: Государственный комитет Республики Башкортостан по туризму.

 

  1. Аналитическая записка «Размещение и специализация сельскохозяйственного производства в Республике Башкортостан».

В материалах приведены анализ и оценка сложившегося размещения и специализации производства сельскохозяйственного производства в Республике Башкортостан в разрезе сельскохозяйственных зон и муниципальных районов. С учетом позитивных и негативных тенденций сделан прогноз размещения и специализации производства сельскохозяйственной продукции по муниципальным районам Республики Башкортостан на перспективу до 2030 г. 

Кроме того, представлены предложения по созданию региональных агропродовольственных кластеров (способствующих интеграции (кооперации) производства, хранения, переработки и реализации конечной продукции, то есть, более полной реализации аграрного потенциала Республики) как фактора рационального размещения и углубления специализации сельскохозяйственного производства в регионе.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-071 от 11.03.2021 г., 44 с.).

Организация внедрения: Аппарат Правительства Республики Башкортостан, министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.

 

  1. Аналитическая записка «Наставничество как система управления профессиональной социализацией в условиях качественных преобразований социально-трудовых отношений».

В записке представлены результаты исследования, проведенного в Республике Башкортостан на одной из площадок предприятия оборонно-промышленного комплекса г. Уфы. В записке обоснован и представлен ряд проблемных моментов в отношении сотрудников к наставничеству и перспективам его совершенствования. Выводы, полученные по результатам проведенного исследования, представляют определенную значимость для организаций промышленной сферы региона, поскольку реализация предложенной модели наставничества позволит повысить эффективность ее функционирования и в итоге повлияет на формирование высококвалифицированного кадрового потенциала предприятий промышленного сектора.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-132 от 21.05.2021; 9 с.).

Организация внедрения: Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

 

  1. Аналитические материалы «Межрегиональные агломерации: формирование и развитие межрегионального взаимодействия Республики Башкортостан с Челябинской областью и Республикой Татарстан».

В аналитических материалах рассмотрены вопросы актуальности и возможности развития межрегиональных агломераций на территории Республики Башкортостан. Проанализирован российский опыт закрепления межрегиональных агломераций в стратегиях субъектов Российской Федерации. Определены перспективы формирования Южно-Зауральской межрегиональной агломерации на юго-востоке и Альметьевск-Октябрьской межрегиональной агломерации на западе Республики Башкортостан на основе экономических, интеграционных и географических критериев делимитаций агломераций. Предложены рекомендации по развитию межрегиональных агломераций на территории республики.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-238, 17147-239, 17147-240 от 30.08.2021; 43 с.).

Организация внедрения: Правительство Республики Башкортостан.

 

  1. Перечень мероприятий и проект плана мероприятий для включения в Среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития Зауралья Республики Башкортостан на 2022-2024 гг.

На основе анализа итогов реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Зауралья Республики Башкортостан до 2020 г., а также, учитывая достигнутый уровень социально-экономического развития субрегиона разработаны предложения и комплекс мероприятий по развитию Зауралья Республики Башкортостан. Для каждого мероприятия определены список исполнителей, сроки реализации, а также осуществлена оценка социально-экономического эффекта реализации.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (№ 17147-70 от 10.03.2021).

Организация внедрения: Министерство экономического развития и инвестиционной политики РБ.

 

  1. Перечень мероприятий и проект плана мероприятий для включения в Среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития Северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2022-2024 гг.

На основе анализа итогов реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Северо-восточных районов Республики Башкортостан до 2020 г., а также, учитывая достигнутый уровень социально-экономического развития субрегиона разработаны предложения и комплекс мероприятий по развитию Северо-восточных районов Республики Башкортостан. Для каждого мероприятия определены список исполнителей, сроки реализации, а также осуществлена оценка социально-экономического эффекта реализации.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (№ 17147-133 от 21.05.2021).

Организация внедрения: Министерство экономического развития и инвестиционной политики РБ.

 

  1. Предложения в рамках проведения публичных консультаций по проекту постановления Администрации г. Уфы «О порядке предоставления сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования».

Представлены результаты комплексного анализа рассматриваемой проблемы, а также предложения в части конкретизации отдельных ее аспектов.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-273 от 0410.2021 г.; 2 с.).

Организация внедрения: Администрация г. Уфы.

 

  1. Предложения по планам осуществления на территории Республики Башкортостан научно-технической деятельности в области экологического развития и климатических изменений.

Разработаны предложения по осуществлению на территории Республики Башкортостан научно-технической деятельности в области экологического развития и климатических изменений, детализированные по содержанию, этапам реализации, ожидаемым результатам, организациям-участникам проекта, основным исполнителям, возможным индустриальным партнерам – потенциальным заказчикам, планируемым затратам, имеющемуся оборудованию, а также необходимому для выполнения работ по проекту.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (№ 17147-150 от 16.06.2021 г.; 5 с.).

Организация внедрения: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан

 

  1. Предложения по земельным участкам для размещения карбонового полигона на территории Республики Башкортостан.

Представлены предложения по выделению участков на территории республики под размещение карбонового полигона (Южно-Уральский ботанический сад-институт УФИЦ РАН, опытные хозяйства БашНИИСХ УФИЦ РАН, опытно-производственное хозяйство «Баймакское» Башкирского НИИСХ УФИЦ РАН, местность около р.ц. Толбазы Аургазинского района, местность в районе формирующейся Октябрьско-Туймазинской агломерации) с указанием их характеристик, уточнены приоритетные задачи по формированию карбонового полигона в Башкортостане.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-147 от 08.06.2021 г.; 2 с.).

Организация внедрения: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.

 

  1. Предложения по парламентским слушаниям по исполнению Закона Республики Башкортостан от 02.03.1994 г. «О науке и государственной научно-технической политике в Республике Башкортостан.

Представлены предложения по внесению дополнений в закон Республики Башкортостан от 02.03.1994 г. «О науке и государственной научно-технической политике в Республике Башкортостан», учет которых будет способствовать росту продуктивности сотрудничества органов государственной власти Республики Башкортостан и научных учреждений федерального подчинения.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-126/1 от 11.05.2021 г.; 1 с.).

Организация внедрения: Общественная палата Республики Башкортостан.

 

  1. Предложения в рамках подготовки материалов к Посланию Главы Республики Башкортостан. Представлены в УФИЦ РАН (исх. №17147-336 от 24.11.2021 г.; 5 с.).

Разработаны предложения по развитию экономики Республики Башкортостан в части: развития промышленности и повышения конкурентоспособности региона, внутреннего и въездного туризма, сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан, инвестиционного развития территорий республики, повышения уровня благосостояния, экономической активности населения, роста его доходов, а также в части социальной поддержки граждан, и содействия занятости населения Башкортостана.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-336 от 24.11.2021 г.; 5 с.).

Организация внедрения: Правительство Республики Башкортостан.

Предложения по использованию результатов научных исследований

в народном хозяйстве в 2022 году

 

  1. Экспертное заключение на Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный до 2023 и до 2025 гг. и долгосрочный до 2036 г. периоды.

Дана экспертная оценка основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан на среднесрочный до 2023 и до 2025 гг. и долгосрочный до 2036 г. периоды. В частности, были проанализированы динамика таких показателей как валовой региональный продукт, объем продукции промышленности и сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, капиталоотдача, занятость и заработная плата, производительность труда и другие. По итогам работы предложен ряд корректировок, обеспечивающих повышение точности прогнозных оценок.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-141 от 13.07.2022 г.; 2,0 п.л.)

Организация внедрения: Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан.

 

  1. Экспертное заключение на проект закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».

Дана экспертная оценка основных проектировок консолидированного бюджета Республики Башкортостан за трехлетний период (2023 год и на перспективу до 2025 г.). В частности, была рассмотрена нормативно-правовая база формирования проекта бюджета, проанализирована структура доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан, доля Республики Башкортостан в бюджетной системе Российской Федерации, исследован уровень бюджетной обеспеченности, проанализированы структура и динамика расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан. Проведена оценка финансовой устойчивости бюджета и основных направлений долговой политики Республики Башкортостан. По итогам работы предложены ряд корректировок, направленных на повышение эффективности бюджетного процесса в регионе.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-195 от 21.10.2022 г.; 1,5 п.л.).

Организация внедрения: Министерство финансов Республики Башкортостан.

 

  1. Экспертное заключение на проект закона Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2021 год».

Дана экспертная оценка основных параметров проекта закона Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2021 год». В частности, проанализированы динамика доходов и расходов бюджета по различным направлениям, изменение величины внутреннего дога Республики Башкортостан, проведена оценка отклонения от плановых значений. По итогам работы предложен ряд корректировок, направленных на повышение эффективности бюджетной деятельности в регионе.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-115 от 14.06.2022 г.; 0,25 п.л.).

Организация внедрения: Комитет Государственного собрания – Курултай Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и имущественным отношениям.

  1. Аналитическая записка «Мониторинг и прогноз кадровой обеспеченности Республики Башкортостан».

Система мониторинга и прогноза кадровой обеспеченности Республики Башкортостан» позволит сформировать сводный республиканский прогноз потребностей в специалистах и рабочих кадрах по специальностям и профессиям с учетом прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан, разрабатываемого на предстоящий год, среднесрочный и долгосрочный периоды. Система включает мониторинг соответствия структуры и объемов подготовки учащихся по программам профессионального образования прогнозу потребности региона в профессиональных кадрах.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-183 от 4.10.2022 г.; 0,3 п.л.).

Организация внедрения: Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

 

  1. Предложения по созданию пилотного проекта автоматизированной информационной системы «Мониторинг и прогнозирование кадровой потребности Республики Башкортостан».

Создание автоматизированной информационной системы «Мониторинг и прогнозирование кадровой потребности Республики Башкортостан» позволит повысить качество планирования и прогнозирования кадровых потребностей Республики Башкортостан. Система также позволит контролировать структурные пропорции предложения и спроса на рынке труда республики по видам экономической деятельности, в том числе в разрезе муниципальных образований, определить условия достижения баланса между спросом и предложением на рынке труда республики, стратегическое планирование потребности региона в кадрах на основе синхронизации прогнозов и планов социально-экономического развития Республики Башкортостан, муниципальных районов и городских округов в рамках взаимодействия предприятий, образовательных учреждений и региональных и муниципальных органов власти по вопросам кадровой обеспеченности региона.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. № 17147-215 от 29.11.2022 г.; 0,35 п.л.).

Организация внедрения: Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

 

  1. Предложения по внедрению новых решений (подходов, инструментариев), направленных на повышение инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан

Предложены мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности региона, направленные на повышение привлекательности статуса резидента ТОСЭР РБ для субъектов МСП, развитие семейного малого предпринимательства в условиях противопандемических мер, усиление взаимодействия с субъектами РФ и Корпорацией МСП по развитию предпринимательства, стимулирование инвестиционной активности населения, в т.ч. за счет расширения практики привлечения финансовых средств населения для целей финансирования государственного долга РБ.

Организация разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-024 от 27.01.2022 г.; 0,2 п.л.).

Организация внедрения: Правительство Республики Башкортостан.

  1. Предложения по разработке регионального плана адаптации к изменениям климата для Республики Башкортостан.

Разработана производственно-функциональная и территориальная группировка предприятий и организаций Республики Башкортостан по масштабам производства и объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Представлен проект плана «дорожной карты» для Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по реализации плана адаптации предприятий и организаций республики до 2025 года.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (№17147-112 от 07 июня 2022 г.; 5 с.).

Организация внедрения: Министерство экологии и природопользования Республики Башкортостан.

 

  1. Аналитический отчет о результатах социологического исследования на тему «Социальный портрет, запросы и ожидания выпускников образовательных программ среднего профессионального образовангия и образовательных организаций, реализуюзщих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих Республики Башкортостан».

На основе результатов социологического исследования разработаны основные рекомендации по совершенствованию системы подготовки выпускников образовательным программам среднего профессионального образования, в частности, предложено расширить практику подготовки выпускников через целевые заявки от конкретных организаций на конкретные специальности и профессии, проведения профоритентационных мероприятиях в школах, информирования выпускников о современном состоянии рынка труда. Учет результатов опроса в практической деятельности региональных органов исполнительной власти будет способствовать выработке комплекса мер, направленных на оказание содействия трудоустройству молодых специалистов Республики Башкортостан в условиях санкций.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (№17147-120 от 20.06.2022 г.; 71 с.).

Организация внедрения: Министерство образования и науки Республики Башкортостан.

 

  1. Предложения к п. 2.1. «Промышленность и инновации» Отчета о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2021 г. в рамках подведения итогов социально-экономического развития Республики Башкортостан в 2021 г.

Выполнен анализ функционирования и развития промышленного сектора экономики Башкортостана в 2021 г., в условиях дестабилизирующих факторов внешней среды, связанных с пандемией COVID-19. Установлено, что лидирующие рейтинговые позиции республики достигнуты благодаря функционированию обрабатывающей промышленности, выразившемуся как в росте объемов производства, так и росте инвестиций в основной капитал, наличии качественной нормативно-правовой базы в промышленной сфере и реализованным мерам государственной поддержки, результативному взаимодействию региона с Минпромторгом России и Фондом развития промышленности, а также высокой деловой активностью в регионе. Сформирован ряд пиоритетныых задач развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан на 2022 г. с позиций повышения его конкурентоспособности.

Организация-разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (№17147-41 от 22.02.2022 г.; 5 с.).

Организация внедрения: Правительство Республики Башкортостан.

 

  1. Предложения по обоснованию выбора приоритетов и перспективных направлений развития международной деятельности РАН в области сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями на современном этапе.

Предложены проекты с обоснованием целесообразности развития в числе приоритетов международной деятельности РАН научных направлений по сотрудничеству в области финансово-экономических исследований с зарубежными странами в рамках соответствующих специализированных площадок БРИКС как в ближайшей (2022–2025 гг.), так и в отдаленной (до 2030 г.) перспективе. Кроме того, отмечена необходимость поиска научной площадки для обсуждения путей минимизации экономического ущерба от санкций и контрсанкций в российско-европейских отношениях.

Организация разработчик: ИСЭИ УФИЦ РАН (исх. №17147-116 от 14.06.2022 г.; 0,1 п.л.).

Организация внедрения: Отделение общественных наук РАН.